Размер шрифта:

aAaAaA

Изображения:

ВключитьОтключить

Цветовая схема:

aAaAaAaA

Образовательные программы в начальной школе

 МБОУ СОШ №30 в 2016- 2017 учебном году  реализует обучение по следующим програмам:

-Система развивающего обучения Л.В.Занкова - 1в, 1г, 2б, 3г, 4г

-Перспективная начальная школа -1а, 1б, 1д, 1е, 2а, 2в, 2г, 2д, 3а, 3б, 3в , 3д, 4а, 4б, 4в, 4д

 

 ООП НОО МБОУ СОШ №30 (скачать) 

Система РО Л.В.Занкова изательство «Дом Фёдорова»

1 класс

1.«Я читаю» - 3части – Н.В.Нечаева,  К.С.Белорусец

2.Тетрадь по письму – 4 части – Н.В.Нечаева, Н.К. Булычёва

3.«Звуки и буквы. Учусь грамоте» - О.А.Мельникова

4.«Звуки и буквы. Русский язык» - О.А. Мельникова

5.Хрестоматия по литературному чтению. – В.Ю.Свиридова

6.Рабочая тетрадь по математике – 4 части – Е.П. Бененсон,  И.С.Итина

7.Рабочая тетрадь по окружающему миру. – Н.Я.Дмитриева, А.Казаков

8.Рабочая тетрадь по музыке – Г.С.Ригина

9.«Школьный старт» - Беглова Т.П., Битянова М.В.

10. УУД

2 класс

1.Рабочая тетрадь по русскому языку – 4 части – С.Г.Яковлева

2.Рабочая тетрадь по литературному чтению – 2 части – С.В.Самыкина

3.Рабочая тетрадь по математике – 4 части – Е.П. Бененсон,  И.С.Итина

4.Рабочая тетрадь по окружающему миру. – Н.Я.Дмитриева, А.Казаков

5.Рабочая тетрадь по музыке – Г.С.Ригина

6.УУД

3 класс

1.Рабочая тетрадь по русскому языку – 2 части – С.Г.Яковлева

2.Рабочая тетрадь по литературному чтению – 2 части – С.В.Самыкина

3.Рабочая тетрадь по математике – 2 части – Е.П. Бененсон,  И.С.Итина

4.Рабочая тетрадь по окружающему миру. – Н.Я.Дмитриева, А.Казаков

5.Рабочая тетрадь по музыке – Г.С.Ригина

6.УУД

4 класс

1.Рабочая тетрадь по русскому языку – 2 части – С.Г.Яковлева

2.Рабочая тетрадь по литературному чтению – 2 части – С.В.Самыкина

3.Рабочая тетрадь по математике – 2 части – Е.П. Бененсон,  И.С.Итина

4.Рабочая тетрадь по окружающему миру. – Н.Я.Дмитриева, А.Казаков

5.Рабочая тетрадь по музыке – Г.С.Ригина

6.УУД

«Перспективная начальная школа» издательство «Академкнига/учебник»

1 класс

1.«Школьный старт» - Беглова Т.П., Битянова М.В.

2. УУД

3.Лаврова Н.М. «Азбука» . Пишу и проверяю себя.- 2 части

4.Лаврова Н.М. «Русский язык» .Проверочные работы.

5.Чуракова Р.Г. «Математика» .Проверочные работы.

6.Агаркова Н.Г. Тетрадь по письму – 4 части

7.Гольфман Е.Р.  «Русский язык» рабочая тетрадь

8.Чуракова Р.Г. «хрестоматия по литературному чтению»

9.Малаховская О.В. Тетрадь по литературному чтению.

10.Захарова О.А. «Математика в вопросах и заданиях» - 2части

11.Федотова О.Н. Хрестоматия по окружающему миру.

12.Федотова О.Н. Тетрадь по окружающему миру.

13.Чуракова Р.Г. Проверочные работы по окружающему миру.

14. Чуракова Р.Г. Дневник достижений младшего школьника

2 класс

1.Байкова Т.А. Тетрадь для самостоятельных работ по русскому языку – 2 части

2.Лаврова Н.М. «Русский язык» .Проверочные работы.

3.Малаховская О.В. Тетрадь по литературному чтению – 2 части

4.Малаховская О.В. Хрестоматия по  литературному чтению.

5.Захарова О.А. «Математика в вопросах и заданиях» - 3 части

6.Захарова О.А. Практические задания по математике

7.Чуракова Р.Г. – Тетрадь для проверочных работ по математике - 2 части

8.Чуракова Р.Г. – Математика. Школьная олимпиада.

9.Федотова О.Н. Хрестоматия по окружающему миру.

10.Федотова О.Н. Тетрадь по окружающему миру – 2 части

11.Чуракова Р.Г. Проверочные работы по окружающему миру.

12.Чуракова Р.Г. Дневник достижений младшего школьника.

13. УУД

3 класс

1.Байкова Т.А. Тетрадь для самостоятельных работ по русскому языку – 2 части

2.Лаврова Н.М. «Русский язык» .Проверочные работы.

3.Малаховская О.В. Тетрадь по литературному чтению – 2 части

4.Малаховская О.В. Хрестоматия по  литературному чтению.

5.Захарова О.А. «Математика в вопросах и заданиях» - 3 части

6.Захарова О.А. Практические задания по математике

7.Чуракова Р.Г. – Тетрадь для проверочных работ по математике - 2 части

8.Чуракова Р.Г. – Математика. Школьная олимпиада.

9.Федотова О.Н. Хрестоматия по окружающему миру.

10.Федотова О.Н. Тетрадь по окружающему миру – 2 части

11.Чуракова Р.Г. Проверочные работы по окружающему миру.

12.Чуракова Р.Г. Дневник достижений младшего школьника.

13. УУД

4 класс

1.Байкова Т.А. Тетрадь для самостоятельных работ по русскому языку – 2 части

2.Лаврова Н.М. «Русский язык» .Проверочные работы.

3.Малаховская О.В. Тетрадь по литературному чтению – 2 части

4.Малаховская О.В. Хрестоматия по  литературному чтению.

5.Захарова О.А. «Математика в вопросах и заданиях» - 3 части

6.Захарова О.А. Практические задания по математике

7.Чуракова Р.Г. – Тетрадь для проверочных работ по математике - 2 части

8.Чуракова Р.Г. – Математика. Школьная олимпиада.

9.Федотова О.Н. Хрестоматия по окружающему миру.

10.Федотова О.Н. Тетрадь по окружающему миру – 2 части

11.Чуракова Р.Г. Проверочные работы по окружающему миру.

12.Чуракова Р.Г. Дневник достижений младшего школьника.

13.УУД


p99 clip image29

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»

Заявление (скачать)

ОCНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ. Книга для родителей (просмотреть)

Памятка для родителей о комплексном учебном курсе «Основы религиозных культур и светской этики» (просмотреть)

Практические советы о том, как Вы можете помочь своему ребенку в изучении предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (просмотреть)

Поручение Президента РФ Д.А. Медведева от 02.08.2009 № Пр-2009 Председателю правительства РФ В.В. Путину (просмотреть)

РАСПОРЯЖЕНИЕ от 29 октября 2009 г. N 1578-р ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (просмотреть)

РАСПОРЯЖЕНИЕ от 28 января 2012 г. N 84 -р ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (просмотреть)

 


 

Образовательные программы,  реализуемые в начальной школе в 2016 – 2017 учебном году.

Программы перспективаПерспективная начальная школа

Концептуальные положения развивающей личностно-ориентированной системы обучения «Перспективная начальная школа» соотнесены с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее Стандарт).

Основные задачи начального общего образования: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающим.

Решение этих задач возможно, если исходить из гуманистического убеждения, опирающегося на данные педагогической психологии: все дети способны успешно учиться в начальной школе, если создать для них необходимые условия. И одно из этих условий — личностно-ориентированный подход к ребенку с опорой на его жизненный опыт.

 «Перспективная начальная школа» исходит из того, что ОПЫТ ребенка — это не только его возраст, но также и тот образ мира, который определяется его укорененностью в природно-предметной среде. ОПЫТ ребенка (адресата УМК), который важно учитывать.

Концепция, которая лежит в основе создания комплекта учебников для 1–4-го классов, безусловно, не могла бы появиться без обобщения опыта функционирования тех комплектов, которые сегодня популярны и результативны в начальной школе. Это, прежде всего, комплекты учебников по развивающим системам обучения Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина—В.В. Давыдова, комплект учебников

Основная идея УМК «Перспективная начальная школа» — оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.

Педагогическая поддержка индивидуальности ребенка при обучении выводит на первый план проблему соотношения обучения и развития. Система заданий разного уровня трудности, сочетание индивидуальной учебной деятельности ребенка с его работой в малых группах и участием в клубной работе позволяют обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т. е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития и личных интересов. То, что ученик не может выполнить индивидуально, он может сделать с помощью соседа по парте или в малой группе. А то, что представляет сложность для конкретной малой группы, становится доступным пониманию в процессе коллективной деятельности. Высокая степень дифференциации вопросов и заданий и их количество позволяют младшему школьнику работать в условиях своего актуального развития и создают возможности его индивидуального продвижения.

Основное содержание УМК «Перспективная начальная школа» складывается из таких образовательных областей, как филология, математика, информатика, естествознание и обществознание, искусство, музыкальное образование.

Учебная программа каждого предмета базируется на интегрированной основе, отражающей единство и целостность научной картины мира.

Авторский коллектив проекта поставил перед собой задачу создания такого УМК, который системно учитывает современные ТРУДНОСТИ и ПРЕИМУЩЕСТВА УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА в НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

При отборе учебного материала, разработке языка изложения материала, разработке методического аппарата комплекта учитывались следующие положения:

  1. Вoвозраст школьника (первоклассник может быть как шести, так и семи-восьми лет);
  2. Оразный уровень его развития (школьник, не посещавший детского сада, часто приходит в школу с несформированными сенсорными эталонами);
  3. Особенности мировосприятия школьника, который часто общается с одним носителем знаний — своей учительницей. Учитывалась и разная наполняемость класса. Этот учебно-методический комплект предназначен не только для школьника, обучающегося в классе с полной наполняемостью, но и для школьника малокомплектной и малочисленной школы.

Основные принципы концепции «Перспективная начальная школа»

Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка предполагает ориентацию содержания начального образования на эмоциональное, духовно-нравственное и интеллектуальное развитие и саморазвитие каждого ребенка. Следовательно, необходимо создать такие условия обучения, которые предоставят «шанс» каждому ребенку проявить самостоятельность и инициативу в различных видах учебной или клубной деятельности.

Принцип целостности картины мира предполагает отбор такого содержания образования, которое поможет школьнику удерживать и воссоздать целостность картины мира, обеспечит осознание ребенком разнообразных связей между его объектами и явлениями. Одним из основных путей реализации этого принципа является учет межпредметных связей и разработка интегрированных курсов по русскому языку и литературному чтению, окружающему миру и технологии.

Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников ориентирован на постоянную педагогическую поддержку всех учащихся (в том числе и тех, которые по тем или другим причинам не могут усвоить все представленное содержание образования). Следовательно, необходимо сохранение разноуровневого представления знаний в течение всех лет начального обучения. Выполнение этого требования стало возможным в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Стандарт предоставляет каждому ребенку возможность освоить все содержание образования на уровне обязательного минимума. Вместе с тем определены «Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих начальную школу», которые фиксируют удовлетворительный уровень обученности.

Принципы прочности и наглядности. Эти принципы, на которых столетиями базируется традиционная школа, реализуют ведущую идею учебно-методического комплекта: ЧЕРЕЗ рассмотрение ЧАСТНОГО (конкретное наблюдение) к пониманию ОБЩЕГО (постижению закономерности), от ОБЩЕГО, т. е. от постигнутой закономерности, к ЧАСТНОМУ, т. е. к способу решения конкретной учебной задачи. Само репродуцирование этой двуступенчатости, превращение ее в механизм учебной деятельности в условиях НАГЛЯДНОГО обучения является основанием для реализации принципа ПРОЧНОСТИ. Принцип прочности предполагает жестко продуманную систему повторения, т. е. неоднократное возвращение к уже пройденному материалу. Однако реализация этого положения на основах постоянного развития школьника приводит к принципиально новой особой структуре учебников УМК. Реализация принципов прочности и развивающего обучения требует продуманного механизма, отвечающего ведущей идеи: каждое очередное возвращение к частному продуктивно только в том случае, если пройден этап обобщения, который дал школьникам в руки инструмент для очередного возвращения к частному. Например, алгоритмы вычитания, сложения, умножения, деления столбиком сначала «открываются» школьниками на основании соответствующих действий с числами в строчку. Затем они формулируются как закономерности и, наконец, используются как механизмы соответствующих математических операций. В «Окружающем мире»: из множества животных (растений) по тем или другим основаниям выделяются отдельные группы, затем каждое вновь изучаемое животное (растение) соотносится с известными группами. В «Литературном чтении»: выделяется тот или другой литературный жанр, а затем при чтении каждого нового текста определяется его принадлежность к одному из жанров литературы и т. д.

Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья детей. Реализация этого принципа связана с формированием привычек к чистоте, порядку, аккуратности, соблюдению режима дня, к созданию условий для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях (утренняя гимнастика, динамические паузы во время занятий в школе, экскурсии на природу и др.). Практическая реализация принципов РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ и принципов ПРОЧНОСТИ и НАГЛЯДНОСТИ становится возможной через методическую систему, которая представляет собой единство типических свойств, присущих как методике обучения грамоте, русскому языку, литературному чтению, математике, так и всем остальным предметам. Эти типические свойства, в свою очередь, определяют и особую структуру учебника, единую для всего комплект

Типические свойства методической системы: комплектность, инструментальность, интерактивность и интеграция

КОМПЛЕКТНОСТЬ как типическое свойство УМК предусматривает прежде всего единство установки формирования таких общих учебных умений, как умение работать с учебником и с несколькими источниками информации (учебником, справочниками, простейшим оборудованием), умение делового общения (работа в парах, малым и большим коллективом). Кроме того, методический аппарат всех учебников отвечает системе единых требований. Это обмен информацией между учебниками. Демонстрация не менее двух точек зрения при объяснении нового материала. Выход за пределы учебника в зону словарей. Наличие внешней интриги, героями которой часто являются брат и сестра (Миша и Маша). Общий метод ПРОЕКТОВ.

ИНСТРУМЕНТАЛЬНОСТЬ — это предметно-методические механизмы, способствующие практическому применению получаемых знаний. Это не только включение словарей разного назначения во все учебники, но и создание условий необходимости их применения при решении конкретных учебных задач или в качестве дополнительного источника информации. Это постоянная организация специальной работы по поиску информации внутри учебника, комплекта в целом и за его пределами.

Кроме того, инструментальность — это еще и требование применения в учебном процессе простейших инструментов (лупы, рамочки, линейки, компаса, термометра, цветных карандашей в качестве маркеров и пр.) для решения конкретных учебных задач. Инструментальность — это не только организация использования школьником различных инструментов на всех уроках, но и подготовка «инструментов» на уроках технологии для других.

Инструментальность — это и инструмент восприятия действительности (создание условий для выражения детьми двух равноправных точек зрения, для работы с несколькими источниками информации).

Инструментальность — это и максимальное размещение методического аппарата в корпусе учебника, рассчитанного как на индивидуальное выполнение заданий, так и на парную или групповую работу; дифференциация учебных заданий, сориентированных на разноуровневое развитие школьников. Это единая система специальных выделений учебного материала во всех учебниках.

ИНТЕРАКТИВНОСТЬ — новое требование методической системы современного учебного комплекта. Интерактивность понимается как прямое диалоговое взаимодействие школьника и учебника за рамками урока посредством обращения к компьютеру или посредством переписки. Internet-адреса в учебниках комплекта рассчитаны на перспективное развитие условий использования компьютера во всех школах и возможностей школьников обращаться и к этим современным источникам информации. Однако, поскольку для многих школ использование Internet-адресов является перспективой, УМК выстраивает систему интерактивного общения со школьниками посредством систематического обмена письмами между героями учебников и школьниками. Психологические характеристики, которыми отличаются герои учебников, настолько убедительны, что вызывают доверие учащихся и стремление общаться (переписываться) с ними. Вступают в клуб и ведут активную переписку с героями учебников те ученики, которые испытывают дефицит впечатлений и общения, нуждаются в дополнительной эмоциональной поддержке. Это, как показал эксперимент, каждый четвертый ученик в классе.

Интерактивность — это еще и требование реализации интерактивных проектов внутри таких образовательных областей, как «Язык и литературное чтение» и «Естествознание. Обществознание» и «Технология».

ИНТЕГРАЦИЯ — важнейшее основание единства методической системы. Это прежде всего понимание условности строгого деления естественно-научного и гуманитарного знания на отдельные образовательные области, стремление к созданию синтетических, интегрированных курсов, дающих школьникам представление о целостной картине мира. Именно это типическое педагогическое свойство стало основой разработки интегрированного курса «Окружающий мир», в котором органично сосуществуют и взаимно увязываются представления и понятия из таких образовательных областей, как естествознание, обществоведение, география, астрономия, ОБЖ. Этому же требованию подчиняется современный курс литературного чтения, где интегрируются такие образовательные области, как язык, литература и искусство. Курс «Литературное чтение» выстраивается как синтетический: предполагающий знакомство с литературой как с искусством слова, как с одним из видов искусства в ряду других (живопись, графика, музыка), как с явлением художественной культуры, выросшим из мифа и фольклора.

Интеграция является принципом разворачивания предметного материала в рамках каждой предметной области. Каждый учебник создает не только свою, но и общую «картину мира» — картину математических или языковых закономерностей, доступных пониманию младшего школьника; картину взаимосвязи и взаимозависимости живой и неживой природы, природы и культуры; картину сосуществования и взаимовлияния разных жанров фольклора; картину взаимосвязи разных техник и технологий прикладного творчества и т. д.

Интеграция затрагивает методику каждого предмета, решающего как общими, так и своими средствами общепредметные задачи по усвоению младшими школьниками сенсорных эталонов и формированию интеллектуальных умений (деятельности наблюдения, мыслительной деятельности, учебных действий, совместной коллективной деятельности).

Так, например, интрига в учебнике по окружающему миру является способом интеграции материала по биологии, географии и истории. Герои — брат и сестра — являются конкретными детьми, имеющими конкретных родителей и конкретное место проживания. По мере взросления героев осуществляется их выход за границы конкретного места проживания в более масштабную природную, социальную и историческую среду. Интрига в учебниках русского языка и литературного чтения позволяет практически осваивать сюжетно-композиционные особенности жанра волшебной сказки; побуждает учащихся постоянно удерживать в сознании два плана — план интриги и план решения учебной задачи, что является важным и полезным психологическим тренингом. Интеграция позволяет установить связь между полученными знаниями об окружающем мире и конкретной практической деятельностью учащихся по применению этих знаний. То есть практически реализовать одно из требований стандарта начального образования (раздел «Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни») ко всем предметам.

К отличительным особенностям УМК следует отнести и максимальное размещение методического аппарата, включая организационные формы работы, в корпусе самого учебника; использование единой системы условных обозначений во всем УМК; систему перекрестных взаимных ссылок между учебниками; использование единых сквозных героев (брата и сестры); пошаговое введение терминологии и мотивированное ее использование.

Учет того, что в нашей стране большое количество малокомплектных школ, потребовал максимального размещения методического аппарата на страницах учебника. Развернутые формулировки заданий вместе с указанием организационных форм выполнения работы (самостоятельно, в паре и т. д.) позволяют школьнику достаточно продолжительное время не отвлекать учителя, который может быть занят с другой возрастной группой учащихся. Малокомплектная школа вызвала необходимость создания единого образовательного поля для учащихся 2–4-го классов. В нашем комплекте эту задачу решает единая для всех учебников комплекта внешняя интрига. Это позволяет школьникам разных учебных возрастов, сидящим в одном помещении, находиться в одном и том же поле интриги (общие герои, которые с ними общаются на протяжении 4-х лет) и заниматься сходными видами учебной деятельности (использование словарной части учебника в каждом классе для решения разнообразных учебных задач).

Малочисленная и малокомплектная школа имеет возможность использовать героев учебников для «пополнения класса», поскольку они представляют собой еще несколько точек зрения.

Именно ориентация на учащихся малокомплектной начальной школы побудила разработчиков комплекта сделать упор на повышение роли и статуса самостоятельной работы учащихся. На протяжении всех 4-х лет обучения по всем базовым предметам (русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир) предусмотрена работа учащихся в «Тетрадях для самостоятельной работы» на печатной основе.

Основные методические особенности УМК

УМК по каждому учебному предмету, как правило, включает в себя учебник, хрестоматию, Тетрадь для самостоятельной работы, методическое пособие для учителя (методиста).

Каждое методическое пособие состоит из двух частей. Первая часть — теоретическая, которая может быть использована учителем как теоретическое основание повышения его квалификации.

Вторая часть — непосредственно поурочно-тематическое планирование, где расписан ход каждого урока, сформулированы его цели и задачи, а также содержатся идеи ответов на ВСЕ заданные в учебнике вопросы.

Рабочие программы 

Рабочая программа по русскому языку (просмотреть)

Рабочая программа по математике (просмотреть)

 Рабочая программа по литературному чтению (просмотреть)

 Рабочая программа по окружающему миру (просмотреть)

Рабочая программа по музыке (просмотреть)

Рабочая программа по технологии (просмотреть)

 


      программы ЗанковРазвивающая система обучения Л.В. Занкова

Какие существуют системы обучения?

В настоящее время в Российской Федерации государственными признаны три школьные системы обучения: традиционная, Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина–В.В. Давыдова. Традиционная система обучения существует почти 400 лет. Она разработана крупнейшим чешским ученым и педагогом Яном Амосом Коменским (1592–1670). Он впервые обосновал идею всеобщего обучения на родном языке, создал стройную систему всеобщего образования, разработал классно-урочную форму обучения. Система способствовала развитию у школьников тех качеств, которые были необходимы для достойной жизни в условиях ремесленного производства и появления первых паровых машин: полное послушание, умение повторить действия учителя (мастера). В течение всей своей жизни человек мог заниматься одним и тем же делом, выполняя его одними и теми же методами.

К поколениям россиян, выросших в ХХ веке, практически предъявлялись те же требования, они также имели возможность в течение жизни заниматься одной профессией, в которой мало что менялось. Однако именно в XX веке произошли глобальные изменения в науке и общест­венной жизни, резко возрос поток информации, человек стал жить в принци­пиально других скоростях. Все это привело к необходимости существенно пересмотреть задачи и методы обучения школьников, а система Комен­ского, успешно применявшаяся на протяжении нескольких столетий, уже не может удовлетворить требования 20–30-х годов третьего тысячелетия, когда ваш ребенок будет искать свое место во взрослой жизни.

Рабочие программы 

Рабочая программа по русскому языку (просмотреть)

Рабочая программа по математике (просмотреть)

Рабочая программа по литературному чтению (просмотреть)

Рабочая программа по окружающему миру (просмотреть)

Каковы идеи системы Л.В. Занкова?

В настоящее время успешными могут стать люди с высокой коммуникативной культурой, обладающие широким кругозором, умеющие самостоятельно принять решение в новой ситуации. Ведь современный человек постоянно находится перед выбором. Например, сейчас вы выбираете школу, учителя, систему обучения. Ваш ребенок должен будет выбирать профессию, друзей, место отдыха, жительства и т.д. В своей трудовой деятельности ваш ребенок (как и вы сейчас, если хотите быть конкурентоспособными) должен видеть варианты выполнения своих обязанностей и выбирать наиболее продуктивные из них. И вряд ли ему удастся ограничиться в жизни одной профессией, а если и удастся, то придется постоянно совершенствоваться, осваивая новые приемы. Чтобы сделать выбор наиболее приемлемым для него, чтобы быстро перестроиться в случае необходимости, нужно обладать способностью анализировать, сравнивать, устанавливать связи, делать умозаключения. Особая роль для приобретения этих качеств отводится образовательному старту. Именно на старте ребенок должен научиться основным способам общения, не бояться проблемных ситуаций, получить опыт их решения, развить в себе любознательность, потребность в познании.

    Важной особенностью системы Л.В. Занкова является то, что процесс обучения мыслится как развитие личности ребенка, то есть обучение должно быть ориентировано не столько на весь класс как единое целое, сколько на каждого конкретного ученика. Другими словами, обучение должно быть личностно ориентированным, развивающим. При этом ставится цель не «подтянуть» слабых учеников до уровня сильных, а раскрыть индивидуальность и оптимально развить каждого школьника, независимо от того, считается ли он в классе «сильным» или «слабым». Вот почему, по нашему убеждению, в школе нет «главных» и «неглавных» предметов: каждый из предметов вносит свою, присущую ему лепту в общее развитие ребенка и для кого-то явится тем предметом, который определит его дальнейшую жизнь.   Тем самым мы уже ответили на вопрос, который мог у вас возникнуть: кого учат в занковских классах? Всех детей, начиная с шестилетнего возраста, кому рекомендовано обучение в общеобразовательной школе.

Учебно-методический комплект разработан коллективом авторов, который обладает большим опытом в создании учебных книг, соответствующих основным направлениям модернизации российского образования, Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта начального и общего образования и нового Базисного учебного плана.

Более 50 лет назад академик Леонид Владимирович Занков выдвинул новую образовательную цель - достижение оптимального общего развития каждого ребенка. Речь шла не только о развитии интеллекта, не только о формировании учебной деятельности, но о целостном развитии ребенка - его ума, воли, чувств, нравственных представлений при сохранении его здоровья. Организация жизнедеятельности ребенка в школе как самостоятельного творческого процесса, в котором в единстве развиваются его интеллектуальные, волевые и эмоциональные, нравственные качества, всегда выделяло систему общего развития школьника среди других направлений исследований в педагогике.

В настоящее время цель педагогической системы, разработанной под руководством Л.В. Занкова, полностью соответствует государственной политике в области образования, которая предполагает «ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие личности ребенка, его познавательных и созидательных способностей» и ставит задачу построения личностно-ориентированного развивающего обучения. Таким образом, в России есть проверенная временем, целостная педагогическая система, соответствующая современным требованиям и запросам модернизации образования. Эта система раскрывает духовные силы, зреющие в ребенке, создает благоприятные условия для их развития, не пытаясь насильно развертывать их.

Целостность дидактической системы Л.В. Занкова обеспечивается благодаря взаимодействию всех ее частей, нацеленных на достижение оптимального общего развития каждого ребенка.

Задача обучения - представить школьникам общую целостную картину мира на основе науки, литературы, искусства и непосредственного познания.

Дидактические принципы:

 – обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности;

- ведущая роль теоретических знаний;

- осознание процесса учения;

- быстрый темп прохождения учебного материала;

-целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и слабых.

1. Содержание обучения строится с учетом трех факторов:

Цель - оптимальное общее развитие каждого школьника;

-возрастные и индивидуальные особенности обучаемых;

- образовательные государственные нормы.

      Последний фактор гарантирует ученикам занковских классов безболезненный переход в любой другой класс или школу на любом этапе обучения.
2. Организация поисковой самостоятельной деятельности обеспечивается заложенными в содержание и в методический аппарат коллизиями (противоречиями, проблемами).
Содержание структурируется таким образом, чтобы при работе с ним учащиеся испытывали максимальное умственное напряжение (дидактический принцип высокого уровня трудности с соблюдением меры трудности). «Трудность» рассчитана на ее преодоление или самим учеником, или усилиями всего класса, или совместно с учителем. Именно в таком порядке. Мера трудности может снижаться в зависимости от возможностей каждого школьника: от намекающей помощи до прямой. Но сначала школьник должен столкнуться с познавательной трудностью, которая и вызывает эмоции, стимулирующие поисковую деятельность ученика, класса.
При отборе содержания книг, при составлении текстов и заданий авторы исходили из того, что импульсом к началу познания служит удивление. Такую эмоцию вызывают коллизии. Они возникают, когда:
- ребенок сталкивается с нехваткой информации (ее избытком) или способов деятельности для решения поставленной проблемы;
- он оказывается в ситуации выбора мнения, подхода, варианта решения и т.п.;
- он сталкивается с новыми условиями использования уже имеющихся знаний.
В учебниках эти ситуации реализованы в конкретных учебных заданиях и ситуациях.

Содержание всех учебных предметов строится таким образом, чтобы ученики постепенно научились различать существенные и несущественные признаки объектов и явлений, научились рассматривать одно и то же явление с разных точек зрения, устанавливать всевозможные связи, видеть новое в уже известном. Надо ли пояснять, что, когда ребенок длительное время фиксирует свое внимание на одном содержании, воспитываются воля к достижению цели, умение довести дело до конца. Надо ли пояснять, что в процессе такого сотрудничества воспитывается личность ребенка в целом, в том числе и коммуникативные качества.
Обучение не обещает ученикам легкой, беззаботной жизни, так как невозможно воспитать думающего, самостоятельного человека без преодоления трудностей. Абсурдно выражение «облегченная система Занкова». Два риторических вопроса помогут пояснить эту мысль: Можно ли облегченно развивать?! Каков может быть результат облегченной жизни в школе?!
Наши наблюдения за учащимися показывают, что правильно построенные уроки не вызывают у детей нервных перегрузок. Наоборот, положительный настрой, интерес к познанию, к мыслям друг друга, отсутствие ненужных «карательных» мер - все это сводит до минимума неизбежную усталость от работы и не вызывает негативного отношения к учебе. Спокойное и уверенное самочувствие ребенка в классе является основным показателем здоровьесберегающего характера обучения..
3. Развитие коммуникативных способностей осуществляется в ходе реализации единой системы развития устной и письменной речи. Об определяющем жизненном значении этой стороны развития детей разработчики системы говорили уже в 50-е годы.
Общее развитие ребенка осуществляется в процессе его поисковой деятельности при взаимодействии с учителем, классом, в целом с его окружением, поэтому в системе особое внимание уделяется развитию коммуникативных умений, способности работать в коллективе. Обсуждения, дискуссии, в целом разнообразие отношений и ситуаций на уроках и вне уроков способствуют возникновению у школьников опыта монологической и диалогической речи, речи разговорной и научной, воспитывают ответственность за сказанное слово, умение доказать свою точку зрения, выразить согласие и несогласие.
Единая система работы с текстом распространяется не только на русский язык и литературное чтение, но и на курсы: окружающий мир, технология, музыка, математика. Она реализована в программах и в системе заданий к текстам. В  системе стали   поиск учениками дополнительной информации, работа в библиотеке, систематическое обращение к дополнительной, справочной литературе, написание сочинений, сообщений по всем учебным предметам. В занковских классах дети уже в начальной школе получают первый опыт письменного изложения своего мнения, учатся понимать точки зрения своих одноклассников, выраженные письменно, вступать в спор с автором письменного текста в ситуации, когда автор может ответить читателю. Эти коммуникативные умения могут послужить основой для серьезной работы с текстами, в которых содержатся разные точки зрения, существующие в той или другой области знаний. Тексты такого содержания присутствуют в учебниках русского языка, литературного чтения, окружающего мира, экономики, истории.
4. Формирование общеучебных умений. Номенклатура общеучебных умений определена в соответствии с их необходимостью для осуществления учебной деятельности: наблюдение, слушание, чтение – информационно-ориентировочные умения; классификация и обобщение - операционально-исполнительские умения; самопроверка и самоконтроль - контрольно-коррекционные умения.
Общеучебные умения и навыки являются в начальной школе основой для формирования такой универсальной способности человека, как умение учиться, которая и закладывается на начальном этапе образования вместе с потребностью и желанием учиться. В Концепции структуры и содержания общего среднего образования особо выделена задача развития навыков самообразования, тесно связанная с формированием потребности учиться, умением работать с информацией и умением осуществлять самоанализ, самоконтроль. В рабочих тетрадях комплекта заложена оригинальная и очень простая для ученика и учителя система развития у детей адекватной самооценки.
 

       В настоящее время для российских школьников-занковцев изданы учебники нового (четвертого) поколения по всем предметам для четырехлетней начальной школы и комплекты для 5-6 классов (апробационный  период). Учебники для основного звена школы являются победителями конкурса по созданию учебников нового поколения для средней школы, проведенного Национальным фондом подготовки кадров и Министерством образования Российской Федерации.
Учебники и учебно-методические пособия полностью соответствуют современным образовательным стандартам, санитарным нормативам и правилам издания.

Обращение учителей-занковцев к родителям будущих первоклассниковпрограмма занков

Не надо бояться системы Занкова
И верить тем слухам, что слишком сложна.
Сложна, но доступна, и мы повторяем:
Не делайте, люди, из мухи слона!

Вам хочется всем, чтобы дети учились
Легко и успешно, чтоб всё понимали.
Но часто бывает (признайтесь в том честно),
Чтоб время у нас они не отнимали.

В «традиционке» откройте учебник –
Давайте возьмём «Математику» вместе.
Задачи, примеры и даже рисунки
Всегда на одном расположены месте.

- Да, это удобно, - вы скажете дружно.
И с книгой работать детей научили.
Давайте подумаем, часто ли в жизни
Для нас всё по полочкам разложили?

В занковской системе любому заданью
Учебник полный анализ предложит.
Внимание, память, мышление, волю
И речь у ребёнка развить он поможет.

И дети во всём подмечают детали.
И все варианты решений находят.
Готовыми к жизни в изменчивом мире
«Занковские» дети из школы выходят.

А если бы нас по-другому учили,
Мы были бы гибче и были б умней.
Как жаль, что в то время, когда мы учились,
Не было в школе занковских идей.

И выбирая систему ребёнку,
Подумайте лучше, чего вы хотите.
А выбрав, учитесь вместе с ребенком
И плохо о школе не говорите.

Желаем успехов родителям, детям,
Стремления к знаньям, здоровья запас.
Чтоб были прекрасными школьные годы,
Ваш первый учитель и ваш первый класс!